Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (527.9 Kb) ] | 29.03.2013, 04:03 |
Сценарий урока «Дело жильцов дома IА по ул. Периодической» Цели урока: обучающая: дать общую характеристику щелочных металлов в свете строения атома. Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе). Познакомиться с физическими и химическими свойствами щелочных металлов. развивающая: способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать. Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом. воспитывающая: продолжить формирование диалектико-материалистического учения: подтвердить на примере изучения данной темы причинно- следственную зависимость, переход количества в качество. ОБОРУДОВАНИЕ: таблица окраски индикатора, кусочки лития, натрия, калия, кристаллизаторы с водой, трубки в штативах, р-р фенолфталеина, образцы соединений щелочных металлов, используемых в быту (сода, мыло, удобрения, соль). На столах учащихся – образцы солей щелочных металлов. ХОД УРОКА: (проигрывается музыкальный файл), на сл.№1 проявляется ДЕЛО. - Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами работаем в одной команде над расследованием одного загадочного дела, поэтому сегодня мы с вами будем коллегами. - Принципами нашего расследования пусть станут слова американского химика Глена Сиборга: «Наблюдательность – это сосредоточенность, внимательное отношение к деталям, изобретательность и настойчивость!» (работаем с материалами дела, заполняем по мере поступления информации.) название дела. Итак, мы расследуем дело о жильцах дома 1А по ул. Периодической. -Фамилия у этой семейки - Щелочные- почему? - Итак, коллеги! В наш следственный комитет при Академии химических наук поступило заявление о том, что группой лиц великому химику 19 века Г.Дэви нанесен тяжкий вред здоровью – ученый лишился глаза, а его лицо изуродовано на всю жизнь. В этом преступлении подозреваются жители дома 1А по ул. Периодической. Перечислите, пожалуйста, имена подозреваемых. (слайд 2) - В целях прояснения обстоятельств дела необходимо провести следственный эксперимент. Трое подозреваемых Li, Nа и К доставлены (выставлены номера1,2,3; на обороте – символы) (демонстрируется реакция лития, натрия и калия с водой, исследуется среда раствора, акцентируется внимание на таблицу с указанием цвета индикаторов в различных средах)? (у ребят уточняю знание понятий «индикатор», «среда раствора») - Коллеги, как, по-вашему, под какими номерами скрываются подозреваемые? (ребята указывают). Почему вы так считаете? (учащиеся объясняют с т.з. положения элементов в П.С.) (номерки поворачиваю символами к классу). - Скажите, могут ли эти металлы в природе встречаться в свободном виде? - В ходе следственных действий была получена следующая информация по обнаружению подозреваемых. (таблица с историческими сведениями в «материалах дела») - Как вы думаете, почему именно в таком порядке происходило обнаружение? (ребята выдвигают различные гипотезы) - Как вы думаете, после того, как проанализировали хронологию открытия элементов, какие металлы не могли быть причастны к данному делу? (Ребята исключают рубидий, цезий, франций). Затем демонстрируется слайд 5. (Учащиеся делают выводы о распространенности данных элементов в земной коре). ВЫВОД: – самый распространенный в земной коре элемент …(натрий), поэтому был обнаружен первым. - Коллеги! Только что поступила информация, что из следственного изолятора сбежал главный подозреваемый. Кто же это? (ребята выполняют задание «Поиск»). - Кто же главный подозреваемый? Калий? А как же с презумпцией невиновности? Прежде, чем принимать важные решения по делу, познакомимся дополнительной оперативной информацией. (слайд с физическими характеристиками). ВЫВОД: в ряду Li – Nа атомный радиус увеличивается, следовательно увеличивается и химическая активность металлов. - Мы с вами не будем отступать от процедуры расследования и составим фоторобот предполагаемого преступника. (задание «фоторобот»). ВЫВОД: все щелочные металлы на внешнем слое содержат по одному электрону, следовательно, в соединениях могут проявлять степень окиления только +1. - Сами подозреваемые дают следующие показания: Электрон на внешнем слое Еле держится у нас. Мы, себя не беспокоя, Отдаём его тотчас. - Скажите, это противоречит материалам дела? - У следствия появилась информация, что наши подозреваемые очень активно пристают к остальным гражданам. Жалобы поступили от граждан: … (слайд) Необходимо провести очную ставку. (ребята выполняют задание по составлению уравнений) ПРОВЕРКА (на слайде) ВЫВОД: щелочные металлы обладают высокой химической активностью, активно вступают в реакции с простыми веществами – неметаллами, сложными веществами – водой, кислотами. - Коллеги, наше следствие близится к завершению. Поступила информация, что некие неизвестные оставили следы на месте преступления. Кто они? В этом нам поможет работа в криминалистической лаборатории (ребята выполняют распознавание ионов по цвету пламени). Обязательный инструктаж по ТБ! ВЫВОД: обнаружены следы Li+, Nа+, К+. - Каково, по-вашему, практическое значение этого эксперимента? - Следствие не будет объективным, если мы не будем принимать во внимание смягчающие обстоятельства. В нашем распоряжении есть информация о пользе, приносимой человечеству этими гражданами. (на слайде даны формулы веществ, содержащие в составе калий и натрий – поваренная соль, сода, щелочи; одновременно с рассказом учитель демонстрирует эти вещества в фабричных упаковках) Рассказ учителя: - Первобытному человеку хлорид натрия был так же необходим, как и современному. Соль участвует в важнейших физиологических процессах
в организме человека и животных. Она содержится в слюне, желудочном соке, желчи
и лимфе. Наличие хлорида натрия в крови обеспечивает необходимое осмотическое
давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток. В теле взрослого
человека содержится около Для
поддержания нормальной жизнедеятельности человек должен получать 20 – Поваренная соль, сода, мыло, стекло – вот важнейшие из химических соединений натрия, используемые нами в повседневной жизни. Натрий, который содержится в оконном стекле, в куске мыла, как и натрий, входящий в состав нашей крови. В организме человека щелочные металлы
находятся в виде катионов. - Обеспечение осмотического гомеостаза - Обеспечение кислотно-основного равновесия организма - Регулирование водного обмена - Передача нервных импульсов - Работа ферментов - Функционирование сердца Значение ионов калия: - Функционирование сердца - Проведение нервных импульсов - Активация ферментов - В нашем распоряжении оказались показания некой Антоновой Л.(стихотворение девятиклассницы) но в нем не хватает некоторых слов, восстановите их, пожалуйста. (ребята работают с текстом стихотворения, проверяют правильность по слайду). - Коллеги, поскольку мы с вами расследовали такое громкое дело, нам необходимо подготовить ответы на вопросы, которые обязательно зададут нам журналисты на пресс-конференции. Голосуем тайно, а вот насколько единогласно наше голосование, проверим по шифру (применяем двоичный код: верно – 1; неверно – 0). - С вашего позволения, коллеги, мною приготовлен проект резолюции по делу, но вам необходимо его доработать. ПРОВЕРКА, ВЫВОД. - Итак, результатом работы нашей следственной группы стал следующий вывод: (озвучивают дети) Гражданин Г.Дэви пострадал т.к. сам нарушил правила техники безопасности при обращении со щелочными металлами. Постановление: дело в отношении щелочных металлов прекратить по причине отсутствия состава преступления. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: На листах дела 4-5, ребята вам приготовлены творческие задания и тест, за которые вам ваш учитель поставит оценку на следующем уроке. Наша команда потрудилась сегодня отлично! Спасибо за работу! | |
Просмотров: 481 | Загрузок: 54 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |