Главная » Файлы » Мои файлы

Сценарий урока «Дело жильцов дома IА по ул. Периодической»
[ Скачать с сервера (527.9 Kb) ] 29.03.2013, 04:03

Сценарий урока «Дело жильцов дома IА по ул. Периодической»

Цели урока:

обучающая:  дать общую характеристику щелочных металлов в свете строения атома.

                      Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в 

                      Периодической системе (в группе). Познакомиться с физическими и

                      химическими свойствами щелочных   металлов.                      

развивающая: способствовать дальнейшему развитию логического мышления 

                         учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать.

                         Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать

                         с книгой, инструкцией, тестом.   

воспитывающая:  продолжить формирование диалектико-материалистического

                              учения:   подтвердить на примере изучения данной темы причинно-

                              следственную зависимость, переход количества в качество.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица окраски индикатора, кусочки лития, натрия, калия, кристаллизаторы с водой, трубки в штативах, р-р фенолфталеина, образцы соединений щелочных металлов, используемых в быту (сода, мыло, удобрения, соль). На столах учащихся – образцы солей щелочных металлов.

ХОД УРОКА:

(проигрывается музыкальный файл), на сл.№1 проявляется ДЕЛО.

- Здравствуйте,  ребята, сегодня мы с вами  работаем в одной команде над расследованием одного загадочного дела, поэтому сегодня мы с вами будем коллегами. 

   - Принципами нашего расследования пусть станут слова американского химика Глена Сиборга: «Наблюдательность – это сосредоточенность,

внимательное отношение к деталям, изобретательность и настойчивость!» (работаем с материалами дела, заполняем по мере поступления информации.) название дела. Итак, мы расследуем дело о жильцах дома  1А по ул. Периодической.

-Фамилия у этой семейки - Щелочные- почему?

- Итак, коллеги! В наш следственный комитет при Академии химических наук поступило заявление о том, что группой лиц великому химику 19 века Г.Дэви нанесен тяжкий вред здоровью – ученый лишился глаза, а его лицо изуродовано на всю жизнь. В этом преступлении подозреваются жители дома 1А по ул. Периодической.

Перечислите, пожалуйста, имена подозреваемых. (слайд 2)

- В целях прояснения обстоятельств дела необходимо провести следственный эксперимент. Трое подозреваемых  Li, Nа и К доставлены (выставлены номера1,2,3;  на обороте – символы)

 

(демонстрируется реакция лития, натрия и калия с водой, исследуется среда раствора, акцентируется внимание на таблицу с указанием цвета индикаторов в различных средах)?

 (у ребят уточняю знание понятий «индикатор», «среда раствора»)

- Коллеги, как, по-вашему, под какими номерами скрываются подозреваемые? (ребята указывают). Почему вы так считаете? (учащиеся объясняют с т.з. положения элементов в П.С.) (номерки поворачиваю символами к классу).

- Скажите, могут ли эти металлы в природе встречаться в свободном виде?

- В ходе следственных действий была получена следующая информация по обнаружению подозреваемых.

(таблица с историческими сведениями в «материалах дела»)

 - Как вы думаете, почему именно в таком порядке происходило обнаружение?  (ребята выдвигают различные гипотезы)

- Как вы думаете, после того, как проанализировали хронологию открытия элементов, какие металлы не могли быть причастны к данному делу? (Ребята исключают рубидий, цезий, франций).

Затем демонстрируется слайд 5. (Учащиеся делают выводы о распространенности данных элементов в земной коре).

ВЫВОД: – самый распространенный в земной коре элемент …(натрий), поэтому был обнаружен первым.

- Коллеги! Только что поступила информация, что из следственного изолятора сбежал главный подозреваемый. Кто же это? (ребята выполняют задание «Поиск»).

- Кто же главный подозреваемый? Калий? А как же с презумпцией невиновности? Прежде, чем принимать важные решения по делу, познакомимся дополнительной оперативной информацией. (слайд с физическими характеристиками).

ВЫВОД: в ряду Li – Nа атомный радиус увеличивается, следовательно увеличивается и химическая активность металлов.

- Мы с вами не будем отступать от процедуры расследования и составим фоторобот  предполагаемого преступника.

(задание «фоторобот»).

ВЫВОД: все щелочные металлы на внешнем слое содержат по одному электрону, следовательно, в соединениях могут проявлять степень окиления только +1.

- Сами подозреваемые дают следующие показания:

Электрон на внешнем слое

Еле держится у нас.

Мы, себя не беспокоя,

Отдаём его тотчас.

- Скажите, это противоречит материалам дела?

- У следствия появилась информация, что наши подозреваемые очень активно пристают к остальным гражданам.  Жалобы поступили от граждан: … (слайд) Необходимо провести очную ставку.

(ребята выполняют задание по составлению уравнений)

ПРОВЕРКА (на слайде)

ВЫВОД: щелочные металлы обладают высокой химической активностью, активно вступают в реакции с простыми веществами – неметаллами, сложными веществами – водой, кислотами.

- Коллеги, наше следствие близится к завершению. Поступила информация, что некие неизвестные оставили следы на месте преступления. Кто они? В этом нам  поможет работа в криминалистической лаборатории (ребята выполняют распознавание ионов по цвету пламени). Обязательный инструктаж по ТБ!

ВЫВОД: обнаружены следы Li+,  +, К+.

- Каково, по-вашему, практическое значение этого эксперимента?

- Следствие не будет  объективным, если мы не будем принимать во внимание смягчающие обстоятельства. В нашем распоряжении есть информация о пользе, приносимой человечеству этими гражданами.

(на слайде  даны формулы  веществ, содержащие в составе калий и натрий – поваренная соль, сода, щелочи; одновременно с рассказом учитель демонстрирует эти вещества в фабричных упаковках)

Рассказ учителя:

- Первобытному человеку хло­рид натрия был так же необходим, как и современному.

      Соль участвует в важнейших физиологических процессах в организме человека и животных. Она содержится в слюне, желудочном соке, желчи и лимфе. Наличие хлорида натрия в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток. В теле взрослого человека содержится около 200 г соли.

Для поддержания нормальной жизнедеятельности человек должен получать 20 – 25 г соли ежедневно. Каждый человек потребляет в год 6 – 8 кг соли.

Поваренная соль, сода, мыло, стекло – вот важнейшие из химических соединений натрия, используемые нами в повседневной жизни. Натрий, который содержится в оконном стекле, в куске мыла, как и натрий, входящий в состав нашей крови.

В организме человека щелочные металлы находятся в виде катионов.
Значение ионов Na:

- Обеспечение осмотического гомеостаза

- Обеспечение кислотно-основного равновесия организма

- Регулирование водного обмена

- Передача нервных импульсов

- Работа ферментов

- Функционирование сердца

 Значение ионов калия:

- Функционирование сердца

       - Проведение нервных импульсов

- Активация ферментов

 

- В нашем распоряжении оказались показания некой Антоновой Л.(стихотворение девятиклассницы)  но в нем не хватает некоторых слов, восстановите их, пожалуйста. (ребята работают с текстом стихотворения, проверяют правильность по слайду).

- Коллеги, поскольку мы с вами расследовали такое громкое дело, нам необходимо подготовить ответы на вопросы, которые обязательно зададут нам журналисты на пресс-конференции.  Голосуем тайно, а вот насколько единогласно наше голосование, проверим по шифру (применяем двоичный код: верно – 1; неверно – 0).

-  С вашего позволения, коллеги, мною приготовлен проект резолюции по делу, но вам необходимо его доработать. ПРОВЕРКА, ВЫВОД.

- Итак, результатом работы нашей следственной группы стал следующий вывод: (озвучивают дети)

Гражданин Г.Дэви пострадал т.к. сам нарушил правила техники безопасности при обращении со щелочными металлами.

Постановление:  дело в отношении щелочных  металлов прекратить по причине  отсутствия состава преступления.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  На листах дела 4-5, ребята вам приготовлены творческие задания и тест, за которые вам ваш учитель поставит оценку на следующем уроке.

Наша команда потрудилась сегодня отлично! Спасибо за работу!

Категория: Мои файлы | Добавил: Амурчанка
Просмотров: 481 | Загрузок: 54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: