Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (1.56 Mb) ] | 29.03.2013, 04:07 |
СЦЕНАРИЙ КОНКУРСНОГО УРОКА «СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ» В 8 КЛАССЕ Цель: Дать понятие о скорости химической реакции; сформулировать факторы, влияющие на скорость химической реакции. Оборудование: 1. На столе учителя: старая консервная банка, сосуд с кислородом, новая стальная игла, приборы для демонстрации реакции с водой активных металлов, навески натрия и кальция, прибор с подсветкой для демонстрации реакций в больших пробирках, раствор соляной кислоты, растворы серной кислоты различных концентраций, тиосульфата натрия, фенолфталеина, мрамор разной степени измельчения, гранулы цинка, раствор пероксида водорода, оксид марганца(IV). 2. На столах учащихся: маршрутный лист урока(«Лабораторный журнал»), растворы серной и соляной кислот, тиосульфата натрия, пероксида водорода, гранулы цинка.? ХОД УРОКА: - Здравствуйте, ребята! Здесь, в лаборатории, приветствую я вас! И в химии теорию вас посвящу сейчас! Сегодня мы с вами будем знакомиться с некоторыми закономерностями протекания реакций. Какими? Сейчас вы узнаете! - Перед вами НОВАЯ(демонстрирую старую консервную банку) консервная банка! Нет? Почему? Потому что ржавая? А как сказать более научно? Окисленная! Верно! А как по-вашему, сколько шел процесс окисления? Долго? Он и сейчас продолжается? Верно! - Сейчас я вам продемонстрирую так же процесс окисления железа. Только для эксперимента возьму сосуд с чистым кислородом и тонкую стальную иглу. (Демонстрация горения железа в кислороде). - Есть что-то общее в этих процессах? А чем же они отличаются? Верно, скоростью! - Итак тема нашего исследования - «Скорость химической реакции и от чего она зависит?» - Ребята! Вы сегодня — исследователи и должны самостоятельно выяснить, какие факторы влияют на скорость реакции. И если уж мы с вами заговорили о химической реакции, вспомните значение этого термина (повторение). - А по каким признакам мы можем судить о том, что идет химическая реакция? - Выполняя химические эксперименты, мы с вами определим, какие факторы влияют на скорость химической реакции. И, как обычно, перед началом эксперимента проводим инструктаж по технике безопасности.(все стихотворные правила комментируем с учащимися). 1. Ты в химкабинет пришел, так запомни, кроха, Безопасность — хорошо! Быть безруким — плохо!
2. Запах можно распознать И на расстоянии, А в пробирку нос совать - Риск для обоняния. 3. Реактив без меры льёшь — Плохо это, помни. Я не жадина, но все ж Будь поэкономней! 4. Ты над брюками держал С кислотой пробирку? Круто, парень, ты попал На штанишки с дыркой! 5. Насыпай и приливай Строго над лоточком Капнул мимо — не зевай, Вытри! Не платочком! - Готовы? Мы начинаем знакомиться с факторами, влияющими на скорость химической реакции. Вы уже обратили внимание, что у каждого на столе лежит маршрутный лист, который будет заполняться по мере выполнения экспериментов. ОПЫТ №1. « Влияние катализатора на разложение пероксида водорода» Учащиеся наливают в пробирку 2 мл раствора пероксида водорода, затем добавляют оксид марганца(IV) на кончике шпателя. Наблюдают за признаками реакции. Делают вывод о влиянии на скорость реакции катализатора. Делают запись в «Лабораторном журнале». Учитель добавляет сведения о биокатализаторах — ферментах и ингибиторах — веществах, замедляющих химическую реакцию.
ОПЫТ №2 «Природа реагирующих веществ» Учитель демонстрирует реакцию взаимодействия с водой натрия и кальция. Учащиеся наблюдают и делают выводы. Записывают их в «Журнал». ОПЫТ №3 «Влияние температуры на скорость реакции» Учащиеся опускают в пробирку 2-3 гранулы цинка, добавляют 2 мл 10%-ной серной кислоты. Наблюдают за выделением водорода, затем осторожно нагревают пробирку в пламени спиртовки. Делают вывод о влиянии нагревания на скорость реакции. Объясняют причину ускорения реакции с точки зрения атомно-молекулярного учения. Учитель рассказывает о правиле Вант-Гоффа. Записывают вывод в «Журнал». ОПЫТ №4 «Влияние концентрации реагирующих веществ» Учащиеся под руководством учителя наливаю в 3 пробирки 10%-ный раствор тиосульфата натрия: соответственно 0,5мл, 1мл, 2 мл; затем доводят объем в 1 и 2 пробирках до 2 мл; затем во все три пробирки доливают по 1 мл серной кислоты. Наблюдают за изменениями. Делают вывод о влиянии концентрации на скорость реакции. Объясняют с точки зрения атомно-молекулярного учения. Записывают вывод в «Журнал». ОПЫТ №5 «Влияние измельчения веществ на скорость реакции» У учащихся на столах в двух пробирках находится мрамор, соответственно в виде крупных кусочков и крошки. Учащиеся добавляют по 2 мл соляной кислоты и наблюдают за интенсивностью выделения углекислого газа. Делают вывод о зависимости скорости от степени измельчения вещества. Объясняют с точки зрения атомно-молекулярного учения. Записываю вывод в «Журнал». По окончании экспериментов учащиеся приводят в порядок рабочее место: Как работу завершишь - Стол протри и руки, Ветошь в дело примени - Не соседа брюки! - Итак, ребята, мы с вами в ходе экспериментов выяснили, от чего зависит скорость реакции, но так и не дали определение, что же это такое — скорость химической реакции? Выслушиваются различные версии ответов. Дается точное определение. Записывается в «Журнал». РЕФЛЕКСИЯ: - Вы, ребята, сегодня хорошо потрудились, узнали о... - Химическая реакция — это: … - Она зависит от... - Вы, ребята, получили сегодня много новых знаний. Проверьте свои знания. Буквы, под которыми зашифрованы правильные ответы, образуют ключ — оценку ваших достижений на сегодняшнем уроке! ( у учащихся на столах — сигнальные карточки — красного, зеленого и желтого цвета; ответы на слайдах так же напечатаны в этих трех цветах — при ответах наглядно видно, сколько учащихся овладели материалом урока). - Начнем?
Вот урок и пролетел! Даже жалко, право! Каждый ловок был, умел! Всем оценка — БРАВО! - Ребята! Большое спасибо за работу! | |
Просмотров: 654 | Загрузок: 64 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |