Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (26.5 Kb) ] | 29.03.2013, 04:20 |
Открытый урок по химии. ТЕМА: Вода – самое известное и самое удивительное вещество. ЭПИГРАФ: « Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство». Антуан де Сент-Экзюпери. Цель урока: знакомство семиклассников с предметом химия для повышения мотивации к изучению предмета в следующем учебном году. Оборудование: графопроектор, набор реактивов для демонстрационного эксперимента, магнитофон. На столах учащихся: листочки с опорными конспектами, картинки, изображающие эмоции (для рефлексии), штативы с пробирками для лабораторного опыта. Орг. момент: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Михайловна. Я – учитель химии. Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы познакомились с моей наукой и приобрели некоторые полезные знания. Вопрос классу (В.К.): Ребята, может быть, кто-нибудь из вас знает, что изучает наука химия? (вещества, их свойства и превращения, и явления, которые при этом происходят). В.К.: А сможет кто-то из вас объяснить, что такое вещества? (то, из чего состоят физические тела). Сегодня в мире известно около 3-х миллионов различных веществ, а ученые продолжают открывать и создавать новые. Для знакомства с таким большим разнообразием веществ требуется очень много времени, поэтому мы сегодня поговорим о свойствах одного из самых обыкновенных, но притом самого невероятного из веществ. Я сообщу вам некоторые факты и вы наверняка догадаетесь, о чем идет речь. ГРАФОПРОЕКТОР. В теле взрослого человека – 65% В человеческом зародыше – 97% В теле младенца – 75% В глазном яблоке – 99% В эмали зуба – 0,2% Кенгуровая крыса, ковровая моль и тушканчик в нем вообще не нуждаются. Конечно, вы уже догадались, что тема нашего разговора – вода. Её химическая формула – (обрабатываю запись на листе раствором щелочи) – Н2О. Впишите это, пожалуйста, в свои рабочие листы. Скажите, вам о чем-нибудь говорит эта химическая запись? (состоит из 2-х атома водорода и одного – кислорода). А знаете ли вы, что мысль о том, что вода – сложное вещество, первым высказал знаменитый изобретатель паровой машины Джеймс Уатт в 1783 году? В этом же году гипотезу подтвердил французский химик Антуан Лоран Лавуазье (с другими его открытиями вы познакомитесь в 8-м классе). В.К.: Многое о воде вы узнали на уроках природоведения, географии, экологии. Перечислите, пожалуйста, известные вам свойства воды. (нет цвета, вкуса, запаха, температура кипения, замерзания, плотность, теплоёмкость, электропроводность). Отметьте это в своих листах кратко. (лист1). «НЕСГОРАЕМЫЙ ПЛАТОК» (как объяснить, какое это свойство воды?) Это какие свойства воды? Правильно, физические. Я – учитель химии, следовательно, буду говорить с вами о химических свойствах воды.
В.К.: А что значит «химические свойства»? (с чем реагирует данное вещество и что при этом получается). Изучать химические свойства без опытов сложно. Для первого опыта мне потребуются три добровольца. (3 стакана со смесью лимонной кислоты и соды, кувшин с водой) Этот опыт для вас совершенно безвреден. Наверное, вы не раз делали его самостоятельно. Но объясните, пожалуйста, то, что вы сейчас наблюдали. Вывод: (лист 2) Вода – очень хороший растворитель, большинство реакций идут в растворах. Природная вода – раствор! Дистиллированная вода. Опыт второй «Морской бой». Что вы видели, ребята, и как можете прокомментировать то, что увидели? Вывод: (лист 3) Вода – химически активное вещество. Реагирует с некоторыми металлами в обычных условиях. Опыт третий «Вода как катализатор». Можете ли вы, ребята, объяснить увиденное? Вывод: (лист 4) Вода может усиливать действие некоторых веществ. Я думаю, что вам, ребята, хотелось бы и самим проделать какой-нибудь опыт? Т.Б. Приступая к работе в хим. лаборатории, вы должны помнить несколько правил: 1. Ничего не пробовать на вкус. 2. Не приступать к работе, если не уверены, что знаете, что делать. 3. Не проводите опыты, не предусмотренные работой. 4. Содержите рабочее место в порядке. 5. После работы обязательно помойте руки. Знаменитый английский физик Роберт Бойль однажды работал в своей лаборатории, получал сильную кислоту. Эта кислота попала случайно на фиалки, принесенные ученый из сада (Бойль любил фиалки). И – о чудо!- цветы стали красными! Так наука приобрела ценнейший реактив – индикатор. Ребята, перед вами стоят штативы с пронумерованными пробирками и склянка с лакмусом. Осторожно капните лакмус в пробирки №№1,2,3. что наблюдаете? Раствор в пробирке№1 стал красным, значит, там кислота; №2-стал синим- значит содержится щелочь (боле подробно о щелочах вы узнаете в 8-м классе, а сейчас я вам объясню так: когда ежедневно вы пользуетесь мылом, наверное, не задаетесь вопросом: «А почему оно скользкое?». А потому, что в нем содержится щелочь, которая смывает с ваших рук жир и грязь). В пробирке №3 цвет лакмуса не изменился – значит раствор нейтральный, т.е. ни кислый, ни щелочной. Теперь самостоятельно точно так же определите, каковы растворы в пробирках 4,5,6. Результаты запишите в таблицу. ПОДВОДИМ ИТОГ ПЕРВОЙ ЧАСТИ: итак, свойства воды…(по схеме). Давайте вспомним эпиграф сегодняшнего урока и вспомним, каково значение воды в природе и жизни человека. ГРАФОПРОЕКТОР. Запасы воды на Земле 1,4 млрд. км3 Вода океанов 97,6% Лёд 2,14% Озера 0,29% Атмосфера 0,0005% Горожанин в среднем в сутки потребляет 200-300л воды, из них: Пища 5% Гигиена 77% Посуда 6% Стирка 4% Уборка 3%
По данным ВОЗ, 80% всех заболеваний на планете от плохого качества воды. 2млн человек в мире страдают от заболеваний, связанных с плохим качеством воды. ВЫВОД: воду необходимо беречь! Вода – ценнейший минерал, В ладонь водицы я набрал, Прозрачна и сладка на вкус И оживляет каждый куст. в пустыне и соленом море Без этой жидкости нам горе. Вода скользит, бежит, течет, Она и пар, и скользкий лёд. Не будет жизни без неё. Так будем же беречь её! Задача:В среднем в сутки для питья и пищи человек тратит 2л воды. В мире сегодня проживает 6,5 миллиарда человек. Рассчитайте, сколько литров (м3) воды тратит человечество на еду и питьё в сутки. Задача(на дом). В среднем содержание воды в организме человека 65%. Зная массу своего тела, рассчитайте. Сколько кг (литров)воды находится в вашем организме. Вопросы для блиц-опроса: 1. Что такое дистиллированная вода? 2. Может ли природная вода быть дистиллированной? 3. Чем отличаются молекулы воды от водяного пара? 4. Какого вещества много в арбузах? 5. Сколько воды содержится в человеке? 6. Где находится большая часть пресной воды? 7. Сколько литров воды в сутки использует человек для еды и питья? 8. Какие газы можно получить из воды и как их можно использовать? Итак, ребята, наш урок первого знакомства с химией и одним из самых необычных химических веществ подходит к концу. Я очень хотела бы, чтобы вы с помощью смайликов, которые есть у каждого на парте, выразили своё настроение от нашей встречи (интерес, равнодушие, неприятие). Домашнее задание: решить задачу и с помощью домашних реактивов определить, какие растворы образует «Фэйри», туалетное мыло, шампунь, кефир. НА ДОСКЕ: схема (как в маршрутном листе) Эпиграф (…ты …) Новые термины: дистиллированная вода, Лакмус Щелочь Кислота | |
Просмотров: 1712 | Загрузок: 74 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |