Главная » Файлы » Мои файлы

Конспект урока по теме "Вирусы-неклеточные формы жизни"
[ Скачать с сервера (439.2 Kb) ] 02.05.2014, 03:03
Урок биологии в 10 классе. Тема: «Вирусы - неклеточные формы жизни» Цель (СДП): формирование ключевых и предметных компетенций обучающихся. Цели урока: Образовательная: • Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах; • Обеспечить условия для изучения особенности строения вирусов, механизма их взаимодействия с клеткой. Развивающая: • Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации. Воспитательная: • Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности; • Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний; • Создать условия для формирования навыков работы в группе. Задачи: • Учебно – познавательные - умение выстраивать свою деятельность, анализировать, рефлексировать; • Информационные - работать с источниками информации, обрабатывать и анализировать информацию; • Коммуникативные - высказывание собственной точки зрения, аргументация; • Предметные – формирование представления о вирусах, как об отдельной таксономической единице. Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация подготовленная учителем в программе Power Point «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги», раздаточный материал «Изображения вирусов», буклет, лист опроса. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. План урока: 1. Общие сведения о вирусах 2. История открытия вирусов 3. Строение вирусов и их биологические особенности 4. Репродукция вирусов 5. Вирусные инфекции и их профилактика. 1. Организационный момент (0,5 мин) 2. Актуализация. Задание на соотнесение термина и его значения. Отдельный лист, внизу которого написано: «Я знаю термины по цитологии на оценку «…»»(сдается сразу по окончании работы. Время работы - 3 мин. Термины: Ядро, хромосомы, кариотип, цитоплазма, рибосомы, митохондрии, аэробы, плазмиды, паразиты, симбионты. - В ходе урока мы с вами узнаем, какой из десяти терминов, соответствует той группе биологических объектов, которую мы будем изучать сегодня. Мы с вами сейчас изучаем раздел биологической науки – цитологии, т.е. науки о… 3. Постановка проблемы. Положения клеточной теории (слайд) (3мин)  клетка – универсальная структурная единица живого;  клетки размножаются путем деления (клетка от клетки);  клетки хранят, перерабатывают, реализуют и передают наследственную информацию;  клетка – это самостоятельная живая система (биосистема), отражающая определенный структурный уровень организации живой материи;  многоклеточные организмы – это комплекс взаимодействующих систем различных клеток, обеспечивающих организму рост, развитие, обмен веществ и энергии;  клетки всех организмов сходны между собой по строению, химическому составу и функциям. Означает ли последнее утверждение клеточной теории, что организм только тогда считается живым, когда он состоит из клетки (клеток)? Выход на тему урока (запись в буклете) Постановка задач (совместно с учащимися). - Сегодня мы с вами знакомимся с еще одной многочисленной группой биологических объектов, что в связи с этим нам предстоит узнать? -познакомимся с историей вопроса; - как устроены вирусы; -как они размножаются; -какое имеют значения для человека. Какие у вас ассоциации со словом «вирус»? (дети выдвигают термины, все негативно окрашены) (1 мин) Наука, которая изучает вирусы, называется вирусология. I. Истрия вопроса (ребята заполняют соответствующие блоки в буклете). (2 мин) Год Ученый Событие 1892г. Д.И. Ивановский Обнаружение вируса табачной мозаики 1895г. М. Бейеринк Ввел термин «вирус» от лат. «яд» 1915г. Ф.Д,Эрель Обнаружил бактериофаг 1932г. В.Элфорд Определил размеры вирусов 1932г. М. Вудруф Э. Гудпасчер Культивировали вирус на курином эмбрионе 1935г. У.Стенли НП 1946г Выделил табачный вирус в виде игольчатых белковых кристаллов Датский ботаник Мартин Виллем Бейеринк назвал это новое «что-то» - вирусом, добавив, что вирус представляет собой «жидкое, живое, заразное, начало». В1917 году канадский бактериолог Ф. де Эрель открыл бактериофаг - вирус, поражающий бактерии. II. Теории происхождения вирусов (обзорно) (1 мин). Слайд 1.Вирусы – потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют уже более 4,5 млрд. лет. 2. Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедших к внутриклеточному паразитизму. 3.Вирусы – составные части клеток всех живых существ, своеобразные «одичавшие гены», постоянно образующиеся в живых клетках. Нобелевский лауреат, биолог Дэвид Балтимор, предложил свою схему классификации вирусов, основываясь на различиях в механизме продукции м-РНК. Эта система включает в себя семь основных групп. «...вирусы можно рассматривать как генетические элементы, одетые в защитную оболочку и способные переходить из одной клетки в другую» (Б. Альберте, 1986г). III. Обсуждаем значение терминов «вирус», «вирион», «бактериофаг». Моделируем вирион (аппликация), в дополнительном материале есть обозначения, необходимо наклеить части вириона в буклет и подставить цифры, работаем с текстом учебника В.В. Пасечника §20. (5 мин) IV. Жизненный цикл вируса. Стадии в буклете, перемешаны. Предлагаю поработать логически, сравнить с текстом, восстановить соответствие (3 мин.) V. Патогенные вирусы. Задание «Биологический дартс». Необходимо найти соответствие: вирус – цель. (3мин) (в буклете) Ключевое слово - СВИНКА. Для сведения: около 500 вирусов вызывают болезни человека; около 300 – растений. Пути передачи вирусов: Путь заражения Воздушно-капельный Гематогенный (через кровь) Алиментарный (через ЖКТ) Половой Инфекции Грипп. Аденовирусная инфекция. Ветряная оспа. Инфекционный мононуклеоз. Вирусный гепатит В, С, Д, Е. Бешенство. Клещевой энцефалит. СПИД. 1. Вирус гепатита А 2. Вирус Коксаки 3.Вирус ЕСНО СПИД. Вирусный гепатит В, С, Д, Е. Герпес. Папилломатоз человека VI. Закрепление. А теперь, ребята, давайте еще раз вспомним свойства, характерные для вирусов (фронтально): 1. Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют. 2. Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу. 3. Вирусы не растут и не имеют обмена веществ. Но — они способны: 1. Воспроизводить себе подобных (размножаться). 2. Обладают наследственностью и изменчивостью, т.к. обладают генетическим материалом. Какой вывод можно сделать, вирусы — живые или неживые организмы? Вирусы относятся к живым организмам, т.к. обладают рядом свойств живого организма. Отличия вирусов от организмов с клеточной организацией: 1. Не имеют структурных составляющих. 2. Могут существовать только как внутриклеточные паразиты и не могут размножаться вне клеток тех организмов, в которых паразитируют. 3. Содержат лишь один из типов нуклеиновых кислот — либо ДНК, либо РНК (все клеточные организмы содержат и ДНК, и РНК одновременно). 4. Для размножения вирусов нужна только нуклеиновая кислота. 5. Не имеют собственных систем метаболизма. VII. Повторение – признаки живого вещества (таблица в буклете) Для живого характерны следующие критерии: 1. Единство химического состава. 2. Обмен веществ и энергии. 3. Способность к самовоспроизведению. 4. Наследственность. 5. Изменчивость. 6. Способность к росту и развитию. 7. Раздражимость. 8. Дискретность. 9. Авторегуляция. 10. Ритмичность. - Ребята, лишь весь этот комплекс критериев можно считать достаточным и необходимым для определения живого. Если тело не отвечает хотя бы одному критерию, то его живым считать нельзя. На основании всего вышеизложенного делаем вывод: вирус проявляет свойства живого только внутри клетки-хозяина. Сейчас, ребята, мы проверим, насколько успешно вы усвоили тему сегодняшнего урока. (да-нет – графический диктант - 10 высказываний) 5 мин. (буклет) 1. Основоположником вирусологии считается Д.И. Ивановский; 2. Наука, изучающая вирусы, называется «цитология»; 3. Генетическая информация всех вирусов представлена РНК; 4. Вирион – вирус в защитной белковой оболочке; 5. Вирусная нуклеиновая кислота копируется на генетическом аппарате клетки-хозяина; 6. Вирусный белок синтезируется на собственных рибосомах вируса; 7. Грипп передается воздушно-капельным путем; 8. Лечить грипп можно антибиотиками; 9. Наследственность и изменчивость – признаки, по которым можно вирусы отнести к живым организмам; 10. Вирусы – это примитивные бактерии. VI. Рефлексия. Буриме. По рядам. Четверостишия по темам «Строение, происхождение», «значение», «профилактика» в итоге «Ода вирусу». Свой вариант. Получилось вот что: Так в чем начало всех начал? Возможно, чьей-то клеткой был… Но вот однажды одичал, Самостоятельность – забыл! Стал вирус так «озорничать», Что стало очень плохо всем, Всех без разбора заражать, И массу создавать проблем. Не дремлет вирус и сейчас, Свой повышай иммунитет, Любой из вирусных зараз Тогда достойный дашь ответ! VII. Окончание. Фрагмент из м/ф «Приключения Домовенка» Идея: Всякая поганка – нужна! И вирусы – тоже. VIII. Д/з §20. Дописать «Оду». Приготовить сообщение. Приложение1 Буклет Приложение 2. Итоговая проверка. Что я сегодня узнал о вирусах? Что я сегодня узнал о вирусах? 1. Основоположником вирусологии считается Д.И. Ивановский; 2. Термин «вирус» ввел В. Элфорд; 3. Генетическая информация всех вирусов представлена РНК; 4. Вирус и вирион – слова-синонимы; 5. Вирусная нуклеиновая кислота копируется на генетическом аппарате клетки-хозяина; 6. Вирус паротита поражает клетки печени; 7. Грипп передается воздушно-капельным путем; 8. Лечить грипп можно антибиотиками; 9. Наследственность и изменчивость – признаки, по которым можно вирусы отнести к живым организмам; 10. Бактериофаги действительно «пожирают» микробные клетки. Свои ответы занесите в таблицу: «+» - да; «-» - нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Категория: Мои файлы | Добавил: Амурчанка
Просмотров: 721 | Загрузок: 30 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: